ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Статическое электричество, накапливаемое на автоцистернах во время слива, налива и транспортировки топлива, может стать источником искрообразования и привести к взрыву или пожару.
В связи с этим пункты слива-налива ЛВЖ и газов в обязательном порядке оборудуются системами заземления.
Согласно ПОТ Р М-021-2002 «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций»:
5.4.11. Автоцистерны, а также наливные суда во время операций слива-налива легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов должны присоединяться к заземлителям с помощью устройства автоматического контроля заземления с искробезопасным контактным устройством или непосредственно к заземляющему устройству.
Согласно НПБ 111-98 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»:
Для контроля заземления АЦ рекомендуется применять специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ.
В соответствии с этим нефтебазы, склады ГСМ, а также АЗС, АГЗС, МАЗС и ПАЗС должны быть оборудованы заземляющим контуром сопротивлением не более 100 Ом, а также устройствами заземления автоцистерн УЗА.
Устройство состоит из взрывозащищенного корпуса, с размещенной внутри платой электроники и встроенным табло индикации, для отображения режима работы. Также в комплект прибора входят зажимные клещи на витом кабеле, для подключения к автоцистерне.
Наличие надежного заземления является важнейшим фактором обеспечения безопасности при проведении технологических операций слива-налива нефтепродуктов. Поэтому внутренние электрические цепи, используемые в процессе подключения к контуру заземления, подвергаются постоянному тестированию блоком электроники.
Для этого клещи, устанавленные на пластину гаражного положения, автоматически запускают функцию самодиагностики устройства заземления УЗА.
Дальнейшая работа прибора возможна только при полном прохождении внутреннего теста, о чем свидетельствует включение соответствующего индикатора.
При превышении нормы сопротивления в 100 Ом подается световой УЗА-3В или свето-звуковой сигнал от устройства заземления УЗА-220В, УЗА-220В-БП-ВЗ, УЗА-24В и происходит автоматическая блокировка исполнительного механизма узла слива-налива топлива, либо перекачивающего электрического насоса.